БИОРАЗНООБРАЗИЕ
Биоразнообразие, или биологическое разнообразие, – это разнообразие всех форм жизни на Земле – животных, растений, грибов.
Одной из основных экологических проблем современности, в том числе в Республике Беларусь, является сокращение разнообразия видов и экологических систем. Данная проблема затрагивает интересы каждого человека: биологические ресурсы позволяют существовать таким отраслям человеческой деятельности, как сельское хозяйство, косметическая и фармацевтическая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, строительство и утилизация отходов. Для обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь должны осуществляться комплексные меры по защите и рациональному использованию всех составляющих биосферы, сохранению биологического разнообразия.
С целью решения проблемы сохранения биоресурсов планеты 5 июня 1992 г. на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро мировыми лидерами была подписана Конвенция о биологическом разнообразии и провозглашен курс на устойчивое развитие.
Конвенция о биологическом разнообразии подписана Республикой Беларусь 11 июня 1992 г. и ратифицирована Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 10 июня 1993 г. № 2358-XII. Для реализации положений данной Конвенции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 1997 г. № 789 была утверждена Первая национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия. Действующая редакция Стратегии разработана на период 2011–2020 гг.
Республика Беларусь обладает значительным потенциалом биологического разнообразия, которое охватывает ресурсы растительного (включая лесные) и животного мира.
Направление «Биоразнообразие»
Цель: формирование у учащихся осознанного представления о биоразнообразии на пришкольной территории.
Задачи: содействовать формированию умений распознавать виды в природе и вести наблюдения за ними, оказывать помощь животным в зимний период; способствовать выработке трудовых навыков; организовывать ситуацию выбора и воспитания потребности в сохранении биоразнообразия.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответственный педагогич. работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
1.1 |
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования |
апрель-мая 2025г. |
39 |
уч-ся 7, 9, 10 11 кл. |
Шапель А.С. Полуянко Е.И. |
1. Изучение морфологических признаков травянистых растений. 2. Приобретение навыков пользования атласом-определителем высших растений. 3. Определение травянистых растений на пришкольной территории. 4. Создание картосхемы пришкольной территории через распечатку фотографии школы 5. Нанесение на картосхему мест произрастания 10 видов наиболее часто встречаемых трав. 6. Создание фотографий данных видов и размещение их рядом с картосхемой. |
1. Наличие на стенде «Зеленая школа» картосхемы пришкольной территории с обозначением мест произрастания 10 видов наиболее часто встречаемых трав и их изображениями. 2. Наличие на сайте школы информации о разнообразии трав на пришкольной территории. 3. Игра экскурсия «Раз – травинка, два – травинка». 4. Путешествие в зеленую аптеку |
1.3 |
Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории |
сентябрь –ноябрь 2024 г. |
28 |
Учащиеся 7,8, 9 кл. |
Шапель А.С. Полуянко Е.И. |
1. Работа с литературой по изучению разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников, произрастающих в Беларуси. 2. Распознавание видов деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольной территории, подсчет количества особей каждого вида. 3. Определение из данного списка аборигенных видов. 4. Нанесение на картосхему школьного двора местонахождения всех аборигенных видов деревьев и кустарников. 5. Создание фотографий 10 видов деревьев и кустарников и размещение их рядом с картосхемой. |
1. Наличие на стенде «Зеленая школа» картосхемы пришкольной территории с обозначением местонахождения всех аборигенных видов деревьев и кустарников с их изображениями. 2. Наличие на сайте школы информации о разнообразии деревьев и кустарников на пришкольной территории. 3. Экскурсия «Встреча с деревом». 4. Презентация «Определите деревья и кустарники школьного двора». |
1.4 |
Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или прилегающей к школе территории). |
марта – апреля 2025 г. |
41 |
уч-ся 5 - 10 кл. |
Шапель А.С. |
1. Работа с литературой по изучению разнообразия птиц Беларуси. 2. Узнавание видов птиц в природе. 3. Фотографирование птиц, создание рисунков. 4. Нанесение на картосхему мест наблюдения птиц. 5. Создание фотографий 10 видов птиц по снимкам учащихся и взятым из интернета и размещение их рядом с картосхемой.
|
1. Наличие на стенде «Зеленая школа» картосхемы пришкольной территории с обозначением мест наблюдения птиц и их изображениями. 2. Наличие на сайте школы информации о 10 видах птиц, встречаемых на пришкольной территории. 3.Интерактивная игра «В мире пернатых». 4. Выставка творческих работ «Птицы нашего края» 5. Презентация «Определите птиц школьного двора». |
1.5 |
Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или прилегающей к школе территории). |
сентябрь–октябрь 2024г. апреля –мая 2025г. |
38 |
уч-ся 6, 7, 9,10 кл. |
Шапель А.С. |
1. Изучение строения насекомых и знакомство с самыми распространёнными их видами в Беларуси. 2. Узнавание видов насекомых в природе. 3. Фотографирование насекомых, создание рисунков. 4. Нанесение на картосхему мест наблюдения насекомых. 5. Создание фотографий 10 видов насекомых по снимкам учащихся и взятым из интернета и размещение их рядом с картосхемой. |
1. Наличие на стенде «Зеленая школа» картосхемы пришкольной территории с обозначением мест наблюдения насекомых и их изображениями. 2. Наличие на сайте школы информации о 10 видах наземных насекомых на пришкольной территории. 3.Информационная карта «Насекомые пришкольной территории». 4.Викторина «В мире насекомых» |
1.8 |
Создать и разместить на пришкольной территории или территории, прилегающей к школе, искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей. |
января –февраля 2025 г. |
28 |
уч-ся 8,7, 9 кл.
|
Шапель А.С. Гусар Ю.С.
|
1. Выбор модели гнездовий для певчих птиц. 2. Изготовление гнездовий. 3. Выбор места для размещения гнездовий на пришкольной территории. 4. Размещение гнездовий на пришкольной территории. 5. Очистка старых домиков от остатков прошлогодних гнёзд. 6. Нанесение местонахождения искусственных гнездовий для птиц на картосхему пришкольной территории. 7. Наблюдение за заселением искусственных гнездовий. |
1. Наличие искусственных гнездовий на пришкольной территории. 2. Наличие на сайте школы картосхемы пришкольной территории с отмеченными местонахождениями гнездовий. 3. Наблюдение в апреле и мае за птицами, заселившими домики. 4. Зимняя подкормка птиц, квартирующих в искусственных гнездовьях. |
1.11 |
Создать пруд, заселить его растениями. При наличии старого пруда – провести изучение его состояния, при необходимости принять меры по увеличению его биоразнообразия. |
мая 2025 г. |
25 |
уч-ся 8-10 кл. |
Шапель А.С. |
1. Изучение состояния пруда. 2. Очистка пруда. 3. Подбор растений для озеленения пруда. 4. Экспедиция на пруд по изучению представителей местной флоры. 5. Заселение в пруд растений из дикой природы. 6. Наблюдение за обитателями и «гостями» пруда. |
1. Благоустроенный пруд с водной флорой и фауной. 2. Наличие на сайте школы картосхемы пришкольной территории с отмеченным местонахождением пруда, а также фотографий самого пруда и его обитателей.
|
Задание 1.5
Задание 1.8
Задание 1.11